А.Мешков. Сборник рассказов. Раздел: "История" |
|
* * *
Имя русского писателя Федора
Михайловича Достоевского обычно связано у нас с
образом трагически напряженным, полным
контрастов и противоречий, освещенным изнутри
постоянным поиском идеала, мятежным и скорбным.
Однако, как это не покажется странным, образ
Достоевского в жизни являет собой полную
противоположность образу героев его
произведений. Самый решительный новатор русской
прозы слыл в литературных кругах человеком
весьма легкомысленным, остроумным,
жизнерадостным, эдаким весельчаком, балагуром,
бретером и повесой. Друзья прочили ему успех как
писателю-юмористу. Н.К.Михайловский сетовал даже
на недостаток чувства меры в шутках
Достоевского. А К.Аксаков в одной из своих статей
пытался даже спародировать стиль сатирической
повести Достоевского "Двойник", рассуждая о
ней неповторимым языком Достоевского.
Убедительное объяснение
необычайности юмористических произведений
Достоевского, которые из-за своей необычности
воспринимаются как повести трагичные, дано в 20-х
годах нашего века советским литературоведом
М.М.Бахтиным. Художественная система смеха в
творчестве Достоевского смысловая полифония,
разные точки зрения звучат в юмористических
произведениях писателя как равноправные. На
равных шутит вместе с героями и сам автор.
"Один голос ничего не кончает и ничего не
разрешит. Два голоса минимум жизни, минимум
бытия." (М.Бахтин). Этот закон реализуется не
только в логике сюжетов, но и в особом типе языка,
определенным Бахтиным как "двуголосое
слово". Главный художественный способ
построения произведений Достоевского это
столкновение двух взаимоисключающих смыслов,
что само по себе уже смешно. Не так ли? К примеру,
на первой странице романа "Преступление и
наказание" читаем о главном герое -
Раскольникове: "Он был должен кругом хозяйке и
боялся с ней встречаться", а через несколько
строк: "Никакой хозяйки в сущности он не
боялся
" Или вот как он характеризует образ
Степана Трофимовича Верховенского в
"Бесах": "Это был ведь человек умнейший и
даровитейший, человек, так сказать, даже науки,
впрочем, в науке
ну, одним словом, в науке он
сделал не так много и, кажется, совсем ничего.
Своими полными таких вот противоречий
искрометными произведениями Федор Михайлович
порой смешил своих друзей до слез. За что его и
любили. Достоевский был в общении, прямо скажем,
трудным человеком.
Он не мог жить без приколов и
прикалывался на каждом шагу, при этом сам
заразительно смеялся, потирая от удовольствия
ручки. Афоризмы и шутки Достоевского, его
юморески и частушки ходили в списках по всей
России. (После ареста участников политического
кружка Михаила Васильевича
Буташевича-Петрашевского все рукописи были
изъяты и уничтожены. Прим.автора). На
"пятницах" у Петрашевского собирались
Плещеев, Майков, Салтыков, Кашкин, Дуров,
Спешнева, и кто там только не собирался, но всегда
все с нетерпением ожидали прихода
Ф.М.Достоевского с его неповторимым чувством
юмора, с песнями и прибаутками. Влияние
Достоевского на современников было огромным.
Кстати, на формирование идей утопического
социализма в кружке Петрашевского также оказал
влияние искрометный юмор Достоевского. 15 апреля
1849 года Достоевский прочитал на заседании кружка
неопубликованное запрещенное юмористическое
"Письмо Белинского к Гоголю". Все очень
смеялись. После чего были произведены массовые
аресты. (По следствию проходило всего 123
человека). Как вы знаете, Федор Михайлович за свой
юмор, также как и многие другие петрашевцы, мотал
срок, о чем и написал в своих "Записках из
мертвого дома". После тюрьмы Достоевский
шутить перестал. Редко когда пошутит. В основном
он писал, а юмор возненавидел.
А.Мешков