А.Мешков. Сборник рассказов.   Раздел: "История"

на главную   поиск по сайту   полный список – по разделам   полный список – по алфавиту  

©, copyrigh

<<   &   >>

* * *

    Имя русского писателя Федора Михайловича Достоевского обычно связано у нас с образом трагически напряженным, полным контрастов и противоречий, освещенным изнутри постоянным поиском идеала, мятежным и скорбным. Однако, как это не покажется странным, образ Достоевского в жизни являет собой полную противоположность образу героев его произведений. Самый решительный новатор русской прозы слыл в литературных кругах человеком весьма легкомысленным, остроумным, жизнерадостным, эдаким весельчаком, балагуром, бретером и повесой. Друзья прочили ему успех как писателю-юмористу. Н.К.Михайловский сетовал даже на недостаток чувства меры в шутках Достоевского. А К.Аксаков в одной из своих статей пытался даже спародировать стиль сатирической повести Достоевского "Двойник", рассуждая о ней неповторимым языком Достоевского.
    Убедительное объяснение необычайности юмористических произведений Достоевского, которые из-за своей необычности воспринимаются как повести трагичные, дано в 20-х годах нашего века советским литературоведом М.М.Бахтиным. Художественная система смеха в творчестве Достоевского – смысловая полифония, разные точки зрения звучат в юмористических произведениях писателя как равноправные. На равных шутит вместе с героями и сам автор. "Один голос ничего не кончает и ничего не разрешит. Два голоса – минимум жизни, минимум бытия." (М.Бахтин). Этот закон реализуется не только в логике сюжетов, но и в особом типе языка, определенным Бахтиным как "двуголосое слово". Главный художественный способ построения произведений Достоевского – это столкновение двух взаимоисключающих смыслов, что само по себе уже смешно. Не так ли? К примеру, на первой странице романа "Преступление и наказание" читаем о главном герое - Раскольникове: "Он был должен кругом хозяйке и боялся с ней встречаться", а через несколько строк: "Никакой хозяйки в сущности он не боялся… " Или вот как он характеризует образ Степана Трофимовича Верховенского в "Бесах": "Это был ведь человек умнейший и даровитейший, человек, так сказать, даже науки, впрочем, в науке… ну, одним словом, в науке он сделал не так много и, кажется, совсем ничего. Своими полными таких вот противоречий искрометными произведениями Федор Михайлович порой смешил своих друзей до слез. За что его и любили. Достоевский был в общении, прямо скажем, трудным человеком.
    Он не мог жить без приколов и прикалывался на каждом шагу, при этом сам заразительно смеялся, потирая от удовольствия ручки. Афоризмы и шутки Достоевского, его юморески и частушки ходили в списках по всей России. (После ареста участников политического кружка Михаила Васильевича Буташевича-Петрашевского все рукописи были изъяты и уничтожены. Прим.автора). На "пятницах" у Петрашевского собирались Плещеев, Майков, Салтыков, Кашкин, Дуров, Спешнева, и кто там только не собирался, но всегда все с нетерпением ожидали прихода Ф.М.Достоевского с его неповторимым чувством юмора, с песнями и прибаутками. Влияние Достоевского на современников было огромным. Кстати, на формирование идей утопического социализма в кружке Петрашевского также оказал влияние искрометный юмор Достоевского. 15 апреля 1849 года Достоевский прочитал на заседании кружка неопубликованное запрещенное юмористическое "Письмо Белинского к Гоголю". Все очень смеялись. После чего были произведены массовые аресты. (По следствию проходило всего 123 человека). Как вы знаете, Федор Михайлович за свой юмор, также как и многие другие петрашевцы, мотал срок, о чем и написал в своих "Записках из мертвого дома". После тюрьмы Достоевский шутить перестал. Редко когда пошутит. В основном он писал, а юмор возненавидел.

  А.Мешков


<<   &   >>