Художник Эрнст Ненужный
(интервью накануне выставки)
Корр. Скажите, Эрнст!
Ненужный это фамилия или псевдоним?
Н. Не то и не другое и тем более, не
третье. Ненужный это прозвище, данное мне в
ощущении моими друзьями, недругами и критиками.
Да знаете, как-то так получилось, прикипело оно ко
мне что ли, но как-то привык, да с ним и остался. Не
знаю, мне нравится. Красиво и необычно. Не то что
какой-нибудь там Крамской
Скажите
А то есть вообще смешные фамилии -
Шагал, например! Куда шагал, зачем?
Да уж
Можно вопрос? (поднимает руку).
Войдите! (поднимает ногу).
Скажите, а что ваша знаменитая
картина "Мочащийся мальчик" чем она
навеяна?
Ну, знаете
наверное
запахом! И
потом, это так характерно для мальчиков. Хотя не
только для мальчиков. Девочки тоже этим грешат! Я
сейчас работаю над серией подобных картин,
главными героями которых будут и девочки и
женщины, и моряки и офицеры старшего офицерского
состава, и депутаты и кандидаты, артисты,
инженеры, железнодорожники
И все персонажи будут на картине
писать?
Не только писать. Вы меня поймете. И не
только на картине, но и под картиной, и сзади
картины, и сбоку, везде будут
Такая у меня
картина будет гадкая. Да и не только персонажи,
собственно
Это будет большое полотно?
Это будет страшно большое полотно! Не
только большое, но и железнодорожное, к тому же
Поди много масла уходит на картины?
Масло уходит и приходит, а картины
остаются, как сказал великий Леонардо Да к тому
же Винчи. Не так много уходит масла, сколько много
уходит мяса и сала. Ведь все мои подмастерья
помногу жрут! А если бы вы знали, поскольку они
гадят! Ужас! Кошмар! Такие вот подмастеры!
Люди на ваших картинах всегда
красивые, свежие, чистые, светлые, а вот дети ваши
какие-то страшные, уродливые и черные
А это оттого, батенька, что картины я
пишу светлым днем, а детей делаю темной ночью.
Причем, картины делаю сам, а детей не всегда
Как вы добиваетесь такой
удивительной достоверности в изображении тела,
черт лица, волос, перхоти, пота?
А это очень просто. Я рисую голову и
ставлю картину, к примеру, возле кабинета
глазника в больнице. Ну, знаете Святослава
Федорова. Так вот
я тоже знаю. Сам прячусь за
картиной. Федоров проходит мимо и говорит:
"Правый глаз неправильно нарисован! Веко
слишком велико, зрачок сужен! Склера угловата,
цилиарное тело косит, хрусталик замутненный!"
Я прыг-скок из-за картины и быстренько (пока не
забыл) все поправляю. Ни один глазник после
Федорова не придерется
Так же и с ухом, горлом,
носом, печенью, селезенкой. Ну и в заключение несу
картину в кожно-венерический диспансер. Там
дорабатываю до победного конца
В вашем творчестве отражается
переломный период нашего изобразительного
искусства? Не так ли?
Да уж куда еще переломнее-то? Два раза
навернулся с лесов и переломал себе обе ноги, нос,
рот и уши. Напополам. Поровну! Лес нынче не тот.
Вот у Шишкина это лес! А нынче лес стал никуда!
Пропили российский лес! Вот и падают с лесов-то
люди! Я имею в виду художники. Люди-то не часто с
лесов падают. А художники часто. Каждый второй.
Вот я как раз и был вторым. Первый-то не упал!
Завис над лесом, пока пожарники не сняли.
Наше изобразительное искусство
переживает сейчас трудные времена. Как вам
удается держаться на плаву?
Про нас говорят, что мы не тонем! Не
тронь нас, мы и тонуть не будем! Приходится много
трудиться! Вагоны разгружаем, яблоками торгуем.
Ну и заказы разные выполняем, бальзамированием
там
пиццу привезти, интим не предлагать, секс по
телефону, обслуживание свадебных торжеств
транспортировка грузов, установка дверей с
глазком
Настоящий художник должен уметь все!
Да! Только тогда он сможет узнать жизнь снаружи,
снутри! Узнать и изобразить! Искусство-то
изобразительное!
А влияет как-то наследственность на
талант художника?
Да никак не влияет. Вы вот, возьмем, к
примеру, Микеланджело! Вы о его отце что-нибудь
слыхали?
Да я и о нем ничего не слыхал! Да и вас
честно говоря плохо слышу.
Вот и я про то же говорю. При чем тут
наследственность? По наследству передаются
только заболевания
Хотя, конечно, смотря какая
наследственность. Вот у одного моего друга
хотя
какой он, к черту, друг. Так себе
скорее враг. И
не друг, и не враг, а так,
сразу не разберешь,
плох он или хорош
Так вот у него дядя в Оризоне
откинулся в мир иной. Так оставил ему очень
приличную наследственность
и талант, сразу,
знаете ли, расцвел, словно мак в поле, простите за
грубое сравнение
А посещают ли вас Музы?
Да много меня посещают разных
И музы
посещали. Всех разве упомнишь. После этих
посещений всегда что-нибудь пропадает, будь они
неладны
В основном, я сам стараюсь всех
посещать. Так спокойнее и безопаснее.
А как вы относитесь к представителям
других жанров изобразительного искусства?
Например, к художникам-карикатуристам.
Это просто позорное явление нашей
действительности! Я вообще склонен считать
карикатуризм тажелым и неизлечимым недугом. Ведь
поначалу художники карикатурируют в одиночку,
тайком, и никому при этом не мешают. Но потом
болезнь прогрессирует, и они начинают
карикатурировать публично, чем наносят вред
своему организму и организму здорового общества,
морали и нравственности. Ведь на них смотрят
молоденькие девушки! Стыд какой! Те, кто
занимается карикатуризмом, то есть
карикатуристы несчастные, должны лечиться,
лечиться и лечиться, как завещал Ленин!
Как вам удается работать с такой
бешеной скоростью. Вы ведь создаете по десятку
картин в день.
Это очень просто. Давно ушло в прошлое
то время, когда я работал один и бесплатно. Теперь
я нанял себе подсобных рабочих, талантливых
мальчишек из соседних деревень (ведь в каждой
деревне есть свои дурачки) и научил их рисовать
некоторые интересующие меня части тела. Одного -
ухо, другого зад, третьего перед. У каждого -
узкая специализация. Каждый рисует свой орган. А
потом прихожу я, собираю все воедино и получается
человечек. У меня, знаете ли, уже есть громадный
банк всевозможных органов. Я их только соединяю.
А мальчики поодиночке без меня не представляют
никакой эстетической ценности. Они сборке не
обучены! Это я специально! Чтобы не зазнавались!
Важна точная талантливая сборка! Всяк у нас
получает по заслугам, а некоторые еще и за
выслугу.
А вы?
А что я
Мне достаточно моей славы!
А.Мешков