А.Мешков / Сборник рассказов / Раздел: "Искусство"

на главную   поиск по сайту   полный список – по разделам   полный список – по алфавиту  

©, copyrigh

предыдущий содержание следующий

Отелло возвращается

   Проблемы начались на генеральной репетиции финала спектакля "Отелло".
   – Ну, кто ж так душит! – возмутился главный режиссер Дмитрий Питсюк. – Вы что, никогда женщин не душили, что ли?
   Актер Педулько, исполнявший роль Отелло, смущенно переминался с ноги на ногу.
   – Никогда, – ответил он.
   Смеялись все: актеры, пожарники, режиссер, монтировщики сцены, и даже мастер поворотного круга угрюмый Михалыч.
   – Смотрите сюда! – сказал Питсюк, поднимаясь на сцену. Он схватил Дездемону за горло и сдавил его так, что актриса Гагаепина, захрипела, побледнела и стала отчаянно биться в конвульсиях. На губах ее появилась пена.
   – Хорошо! Хорошо! – похвалил ее Питсюк, похлопав одобрительно по крупу. – Больше жизни! Вот смотрите, Педулько, как женщина жизненно играет! А вы, мужчина, а так проникнуть в глубину своего образа, как она, не можете! А казалось бы – мужчина! Или вы не мужчина?
   Кругом все снова засмеялись. Педулько покраснел еще больше.
   – Ну ладно, будет вам, хватит! – прикрикнул на не в меру разгулявшуюся труппу мэтр, вытирая полотенцем руки. – Давайте повторим!
   Через пять минут, едва только Отелло вновь приступил к удушению, Питсюк снова недовольно хлопнул в ладоши.
   – Стоп! Никуда не годится!
   – Ну не могу! Не могу я ее задушить! Рука не поднимается! – воскликнул в отчаянии Педулько.
   – Что у вас вообще поднимается, – недовольно пробурчал режиссер.
   – А давайте, лучше я ее… Ну это… Вы меня понимаете… – Педулько показал неприличный жест. – В общем, познаю… в смысле – покрою… Раз пять, шесть. До смерти!
   – Да, – простонала Дездемонна, потирая покрасневшую шею. – Давайте! Пусть покроет лучше.
   Питсюк задумчиво поковырял в ухе. "Покрою, покрою…" – повторял он в каком-то забытьи.
   – Не… Ну как это… покрою, – возник голос актера Гагаепина, исполнявшего роль Кассио, и приходившегося по жизни мужем Дездемоне. – Покрою… Она, значит, ему как бы изменила, а он ее покрывает! Это не жизненно как-то! Абсурд какой- то! Мы же исказим замысел Шекспира!
   – А давай, я ее покрою! – сказал исполнитель роли Яго, артист Ираклий Задулия, коренастый грузин.
   – И я! И я! – раздались крики со всех сторон.
   – Я мог бы хорошо покрыть ее, – задумчиво рассуждал усатый пожарник Гогенштиблер. – Я в прошлом годе одну так покрыл, она три дня не вставала…
   – Угомонитесь! – сказал актер Гагаепин. – Давайте, лучше я ее замочу.
   – С какой стати ты будешь ее мочить? – воскликнул удивленно Питсюк.
   – Ну, пусть Отелло типа киллера наймет, – развил мысль Гагаепин, – он вроде бы добрый, сам не может…
   – Так-так-так-так… Интересно! – Питсюк взволнованно заметался по сцене. – Киллер, киллер, киллер. Отлично! Будем играть с киллером!
   Премьера прошла с небывалым успехом. В финале спектакля обезумевший от ревности Отелло спрашивал Дездемону: "Молилась ли ты на ночь, Дездемона?" И сразу после этого, как черт из табакерки, появлялся Кассио-Гагаепин. Он зловеще подмигивал зрителям и пояснял непонятливым: "Я – киллер! Он меня нанял!". Отелло торопливо и воровато отсчитывал ему бабки. Гагаепин, тщательно пересчитав деньги, со свирепым выражением лица набрасывался на Дездемону и начинал ее душить. Душил он ее неспеша, в течение пятнадцати минут, с садистским спокойствием, профессионально, оттягивая миг кончины на потом. Дездемона взбрыкивала ногами, визжала как резаная свинья, вырывалась, хрипела и, в конце концов, затихла под оглушительные аплодисменты зрителей. На поклон вышел весь актерский состав спектакля, вместе с режиссером, пожарниками и монтировщиками сцены. Лишь не было среди них Дездемоны. Да, зритель бы удивился, если бы после такого убедительного удушения она еще бы вышла на поклон.

  А.Мешков
из книги "Пичужки прилетают ночью"


<< & >>