А.Мешков. Сборник рассказов. Раздел: "Кино" |
|
Mother (Мама)
Заявка на сценарий американского
художественного фильма по мотивам одноименного
романа А.М.Горького "Мать".
В роли Ниловны Вупи Голдберг.
Каждый день над индейской слободой в
дымном масляном воздухе ревут барабаны и
кимвалы. И послушные этому зову выбегают из
вигвамов испуганные, словно тараканы, индейцы, на
ходу надевая набедренные повязки и пышные
головные уборы из перьев павлина. Они стремглав
несутся на охоту в прерии, постреливая на ходу из
луков, меча, копья с отравленными ядом курары
наконечниками в полусонных бизонов, мирно
пасущихся за околицей.
В морозном утреннем воздухе
разносится грубая индейская матерная брань,
грубая бранная матершинная вонь, предсмертные
стоны, крики о помощи раненных насмерть животных
и рыб.
По праздникам (а праздником у индейцев считается
каждый день, когда они по какой-либо причине
остались в живых) индейская молодежь устраивала
пьяные драки на окраине слободки. Пьянство и
драки молодежи не беспокоят отцов, которые тоже
не чурались пьяных драк. Так жил и Жеванный Чулок,
волосатый, угрюмый, краснокожий, толстый,
малоподвижный, с маленькими слепыми глазками и
нехорошей ухмылкой индейский еврей. Когда ему не
доставалось по красной морде в пьяной драке за
околицей от таких же, как и он, краснокожих пьяных
соплеменников, он возвращался домой без единого
скальпа, раздраженный и злой, и частенько бивал
свою жену томогавком по маленькому, но крепкому
черепу, молчаливую и покорную Ниловну. Она не
была чистокровной индейкой. Ее привезли с собой в
1654 году веселые и задиристые конкистадоры с
берегов Нила. Так бил ее изо дня в день, из ночи в
ночь, из утра в утро постаревший Эфраим Жеванный
Чулок, пока в одночасье не хватил его инсульт от
нервного и физического перенапряжения. А может
от укуса бешеного овода. Так и свалился он
дождливым осенним днем возле ее кривых ног с
томогавком в руке, утомленный, не успев как
следует ударить по ее склоненной, понурой
головке.
Сын его Павка Вонючий Чеснок на
следующий день по обычаю племени крепко, в
усмерть, до кабаньего визга натрескался огненной
воды двойной перегонки и тоже, неловко пытаясь
подражать отцу, попробовал приложиться
томогавком к голове Ниловны, да промахнулся и
упал замертво. "Мал ишшо, с нежностью подумала
о сыне Ниловна, поправляя съехавший на бедра
головной убор.
Павел Вонючий Чеснок, сын Эфраима Жеванного
Чулка, трудился, как и все пацаны не покладая рук,
ног своих. Бил бизона. И бизон бывало бивал
Вонючего Чеснока. Но Вонючий Чеснок бил чаще.
Вскорости и не стало бизона в тех краях. Всех
перебил Вонючий Чеснок.
Однажды Ниловна заметила, что Вонючий
Чеснок читает какие-то наскальные рисунки. Она
заглянула через плечо сына и по слогам прочитала:
"Ка-пи-тал.". Вонючий Чеснок испуганно плечом
закрыл от нее надпись.
Это запрещенные надписи, пояснил он,
- "Капитал" называется.
О чем пишут? поинтересовалась
Ниловна.
Мама, вы будете смеяться, но я вам-таки
скажу, сказал ей Павел. Вы знаете, наш вождь -
Большая Свинья таки совсем
зажрался. Оказывается, мы забиваем бизонов, а он
только знает их ест. Как вам это нравится?
Впервые Ниловна видела своего сына
таким задумчивым и трезвым. С той поры в вигваме
Ниловны стали собираться трезвые молодые
индейцы (в основном из бедных евреев) и читать
надписи на камнях. Время от времени что-то
обсуждая. До Ниловны доносились какие-то
непонятные слова: "Прибавочная стоимость"..,
Каутский.., могильщик.., материализм..,
эмпириокритицизм.., диалектика.., рента.., деньги..,
Ленин
Ниловна стала с удивлением замечать,
как усиливается процесс социально-классовой
поляризации индейского общества, как происходит
расширение и совершенствование системы
эксплуатации, обусловленное новыми формами
организации хозяйства, его рационализации. На ее
глазах возникли новые социальные антагонизмы. В
тихую размеренную жизнь индейского племени
врывается, сметая все на своем пути,
научно-техническая революция. У многих
зажиточных индейцев из правящей верхушки
появились огнестрельное оружие, водка, карты,
вино, женщины, импортные лошади, одежда
европейского качества.
И тогда молодые индейцы стали
потихоньку расшатывать существующий строй. Они
часто время от времени, к делу и не по делу,
устраивали маевки, июньки, июльки, августовки,
сентябрьки и т.д. Каждый день они устраивали
такие праздники. Выезжали за околицу, набирали с
собой мяса, огненной воды, женщин, пели песни о
свободе и равенстве ("Мы жертвою пали в борьбе
роковой
"). Строй постепенно от этих маевок
расшатывался, расшатывался, пока вконец не
расшатался. Однажды господствующие классы вдруг
ощутили, что не могут больше по-старому управлять
разгулявшимися индейцами. А поскольку никто
больше не бил бизонов, кабанов и прочую снедь, то
обострилась выше обычного нужда и бедствия
угнетенных индейских масс.
Ниловна тоже ходила на маевки. Там ей
нравилось. Она тоже пела со всеми песни протеста,
"Полет кондора над гнездом кукушки", ела
мясо убиенных животных, птиц, рыб. И прятала знамя
индейской революции от злобных индейских
казаков, которые время от времени наезжали
поразвлечься да поразгонять слегка молодых
революционных индейских масс, хлестали их своими
нагайками по красным загорелым спинам и отымали
красные революционные индейские знамена. Но
упорные индейцы снова и снова где-то доставали
новые и новые знамена, отдавали их Ниловне, чтобы
та спрятала. Так Ниловна приобщилась к
революционной работе.
Когда орда казаков в очередной раз
разогнала маевку, обломала кайф молодых
революционно настроенных индейцев, терпение
революционных индейских масс лопнуло (хотя
индейцы славятся своей выносливостью и
терпением), и они, накурившись трубок мира,
двинулись к Зимнему вигваму вождя племени
Большой Свиньи и свергли ненавистную власть
индейских угнетателей. Саму Большую Свинью
вместе семьей расстреляли из луков и чесноков.
К власти пришли революционно
настроенные массы индейцев во главе с Вонючим
Чесноком, Ниловна возглавила комитет индейских
матерей и перестала прятать революционные
знамена, впрочем как и вообще работать. Стала
распевать революционные народные индейские
песни и танцевать такие же по содержанию
индейские бесшабашные танцы.
А в племени воцарилась социальная
справедливость и спокойствие. И никто никого не
угнетал, поскольку никто ни на кого не работал.
Все индейцы получили равные права носить
революционные знамена, собираться на маевки,
когда приспичит, и петь там до хрипоты
революционные боевые песни. И зажили они
счастливо и свободно. Припеваючи.
А.Мешков