Ленин композитор
В г.Бабахове, что недалеко от
Нерчинска в Читинской области, при строительстве
котлована для фундамента первой очереди
строители обнаружили металлический ящик, в
котором находились бесценные документы ВКП(б).
Одним из важнейших открытий при изучении этого
архива было то, что Владимир Ильич Ленин был не
только вождем социалистической революции, но и
превосходным композитором.
С самого детства Володю Ульянова
окружала атмосфера творчества. Никогда не
смолкала музыка в доме будущего великого
революционера. Маленький Володя не раз
заслушивался, когда мать аккомпанировала Илье
Александровичу (он играл на кларнете и тубе),
предававшемуся своему увлечению в свободное от
инспекторских дел время.. Однажды Мария
Александровна, войдя в залу, чуть было не упала в
обморок, увидев за фортепиано трехлетнего
Володю, играющего фрагмент "Фауст-симфонии"
Ференца Листа. Причем, делал он это с закрытыми от
удовольствия глазами без нот и в два раза
быстрее, чем требовалось у Ференца Листа. Тогда в
семье Ульяновых решили, что мальчику надо
медленнее играть, а для этого надо много учиться.
Родители видели, как сильно влечет маленького
Володю к музыке и купили ему патефон французской
фирмы "Пате", ларингофон, граммофон и
фонограф. Маленькому Володе более всего
нравились марши Беллини, Россини, Пучини,
Паганини. Не раз Мария Александровна видела у
него слезы на глазах при звуках маршей. Через год
в дом Ульяновых пригласили для занятий с Володей
молоденькую учительницу-гувернантку, большую
мастерицу по части фортепиано. Но через месяц
Мария Александровна выгнала пианистку, заметив
непонятное волнение Ильи Николаевича и
лихорадочный блеск в его глазах при появлении
француженки, лицо маленького Володи при этом
светилось хитроватой доброй улыбкой. Володя так
и остался самоучкой.
Когда Володя поступил в гимназию, его
одноклассники почти не били его, поскольку им
нравилось, как он играет и поет. Даже
преподаватели порой заслушивались его пением,
когда на коротких переменах он, окруженный
фанатами, пел им замечательные волжские песни
своим приятным контртенором, аккомпанируя на
домбре-пикколо.
Всю жизнь Ленин мечтал быть
музыкантом, но мечта сделаться вождем мирового
пролетариата все же победила. А сколько он мог бы
написать прекрасной музыки, если бы не
революционная работа, отнимавшая у него почти
все время! Ему приходилось скрывать свое
увлечение музыкой, поскольку царские ищейки,
зная о виртуозном владении Лениным фортепиано,
тубой и домброй-пикколо, могли его запросто
вычислить по манере игры. Лишь только в Разливе
Ленину удается воплотить свою мечту. Он пишет там
единственную симфонию "Государство и
революция". Начинается симфония шепотом
скрипок. На их мягком однообразном звучании
всплывает первая тема, задумчивая мелодия,
похожая на народный мотив "Камаринской". Но
вот нарастает тревога, перерастающая в страх,
который немедленно перерождается в настоящий
ужас. Это вступили тубы. Партия туб строится на
острых встречных интонациях с кадансовыми
оборотами и обертонами. Затем вступают литавры,
затем тамтамы, ситары, трембиты и карнач, вскоре
играют только тубы, заглушая друг друга! Это пир
духа! Достигнув высшего предела, буря вдруг
стихает.
Вторая часть симфонии анданте. В этой
части симфонии слышатся любовные мотивы,
лирические и нежные. Повторяясь, мотив
ширится-ширится, звучит все громче и громче,
словно пробуждая дремавшее доселе чувство. И вот
мы уже отчетливо слышим сквозь грохот литавр имя
"Наденька". Третья часть скерцо. Медленно
проносятся причудливые фантастические образы.
Это грезы Ленина о новой форме государства
рабочих и крестьян, о новой экономической
формации, о торжестве демократии, о декрете о
мире и земле, это и грезы о диктатуре
пролетариата и об общественной собственности на
средства производства.
Четвертая часть финал симфонии.
Главной темой для нее Ленин взял подлинную песню
"Я посею ли, млада младенька" (уж очень он к
тому времени устал от писанины, хотелось
поскорее закончить симфонию да взяться за
оружие!). Две части симфонии были исполнены в
революционном Петрограде в 1917 году в концерте
Русского музыкального общества. Однако после
исполнения Ленина даже ни разу не вызвали
зрители. Однако Ленин приказал арестовать
русское музыкальное общество и отправить в бой с
белогвардейской сволочью.
Сегодня это первое значительное
произведение Ленина (было еще несколько
бравурных маршей и галопов) готовится к
исполнению Венским филармоническим оркестром. В
апреле любители музыки и историки уже смогут
услышать симфонию "Государство и революция"
в концертном зале имени П.И.Чайковского в Москве.
А.Мешков