Баллада о металлурге
Ездратыч был металлургом, что
называется, от Бога. Не было и нет в мире лучшего
металлурга, чем наш Ездратыч! Он может запросто с
завязанными глазами отличить сутунку от
серебрянки, с завязанными глазами может
произвести шабровку, галтовку или даже, не к ночи
будет сказано, рихтовку. Чего он только не может с
завязанными глазами, наш Ездратыч! Он, наш
Ездратыч, вообще все почти делает с завязанными
глазами, чтобы не видеть всей мерзости этой
жизни. Он и в сортир с завязанными глазами может
сходить! Но не ходит почему-то. Он на ощупь
отличает двутавр от перлита, бабу от мужика, а
лошадь от коровы. А по запаху может на раз
отличить ватержакет от вагранки, гавно от цветка.
Он на глаз отличает торий от бария, золото от
курчатовия, а менделевий от нильсбория. Он на
вкус, с полглотка отличит тебе "Московскую" от
"Столичной", а на цвет московскую сторожевую
от московского ньюфаундленда.
Такой вот он был, наш Ездратыч:
неутомимый труженик, острослов и балагур, бретер
и дуэлянт, наш бонвиван и донжуан, наш Казанова и
Захер Мазох. Слава о его трудовых подвигах и
мастерстве выходила далеко за пределы нашего
металлургического комбината. Посмотреть, как
Ездратыч тычет в жерло летки своим длинным
толстым пуплом, или неторопливо покачиваясь,
напевая под нос марш металлургов, обходит опоку,
или же деловито суетится возле каупера с кокилем,
а то и просто любовно похлопывает мартен по
сверкающей лещади, съезжались представители
различных металлургических школ и направлений
со всего мира.
Самому Ездратычу это не особо
нравилось. Не нравилось ему то, что на его глазах
происходило слияние горячо любимой им
металлургии с ненавистной индустрией
шоу-бизнеса. В цеху, вокруг конвертера, уже давно
были оборудованы трибуны для зрителей, а билеты
на вытяжку, обдирку, алюминотермию и листовую
штамповку были проданы уже на два месяца вперед.
Больше всего ему не нравилось то, что он сам,
потомственный кадровый металлург, становился
частью этого насквозь пропитанного фальшью
фарса. К тому же в последнее время Ездратыч с
неудовольствием стал отмечать у себя признаки
звездной болезни. Где-то подхватил на гастролях.
(Иногда Ездратыч вместе с цехом выезжал за
границу! Пускался во все тяжкие в мировом турне.)
Он стал капризным и обидчивым. Прежде спокойный и
рассудительный, он теперь вдруг ни с того, ни с
сего, мог перед сменой накричать на стилиста или
гримера. То тени ему не так наложили, то педикюр
не нравится. Мог вдруг ни с того ни с сего, вот так
с кондачка, ни за что грубо облапать массажистку,
хрупкую наивную студентку медицинского колледжа.
Но вот гримеры заканчивают свою
работу, и Ездратыч последний раз придирчиво
оглядывает себя в зеркало. Торопливо
перекрестившись, он на минуту закрывает глаза,
рот, и под шум аплодисментов выскакивает, словно
черт из табакерки, прямо на освещенную
прожекторами середину родного цеха. Ничем не
выдавая своего волнения, он подходит к мартену,
церемонно вскинув руки в огромных нанковых
перчатках, расшитых бисером, раскланивается. В
эти минуты он словно преображается, становится
будто бы стройнее и выше, румяней и толще, глаза
его при этом излучают какую-то непостижимую,
инфернальную энергию. Его движения завораживают,
очаровывают, заставляют зрителя сопереживать,
как бы сливаться вместе с варкой и крицей через
горн на свод в едином технологическом процессе. И
остается непостижимой загадкой, как возможно при
столь скупом минимуме выразительных средств
достигать подобной феерической зрелищности!
Но особенно прекрасен был наш Ездратыч
на рассвете, при обжиге веркблея, в сиянии
желтого огня вырывающегося из жерла домны. Он
является перед нами в своем строгом брезентовом
костюме, перепоясанный красным пожарным шлангом,
прическа в стиле "трэш", длина волос до ушной
раковины, челка филированная, асимметричная,
пряди подчеркнуты светло коричневым тоном, тон и
пудра светлого оттенка. Брови прямые,
проработанные карандашом с растушевкой
горизонтально. Нижнее веко вместе с ресницами
запудрено светлой пудрой. Тени матовые, мягко
переходят от черного через коричневый в
насыщенный желтый. Чуть-чуть ссутуленный, но еще
достаточно крепкий, способный в одиночку
произвести аффинаж и зейгирование, Ездратыч
производит ошеломляющее впечатление, которое
долго еще не рассеивается..
Мартенсита маловато, объявляет он
громко своим хрипловатым голосом, пробуя жидкую
сутунку на вкус, зачерпнув ее кокилем из
колошника.
But, what about ferrit? кричат ему с трибун
иностранные металлурги, представители других
металлургических конфессий.
Ферриту? Ездратыч еще и еще раз
осторожно кушает сталь, время от времени дуя на
нее своими толстыми, крепкими, закаленными в
многочисленных плавках, губами настоящего
металлурга. Ферриту, вроде бы, в достатке!
И все облегченно вздыхают, зная, что
Ездратыч редко ошибается. Зал взрывается
аплодисментами. Крышу в очередной раз сносит
напрочь. Практически никогда еще не ошибался
наш Ездратыч. Стало быть, сталь в этом году снова
будет славная. А значит и в стране достаток будет!
Ездратыч, сняв пробу, удовлетворенно крякает,
садится на муфель и скручивает козью ручку.
И тогда, ребята шабровщики, из
фугельного цеха, приносят ему полный тигель кофе
наполовину с аустенитом. Любит наш Ездратыч кофе
ой да, со различными, ой да со сплавами. И нас
приучил к этой заразе. Такая, право, зараза! Хуже
курева!
Все в этом мире, робяты, металлургия! -
говорит он, вытирая с потного лица застывшие
куски шлама.
Все-все? недоверчиво спрашиваем мы.
Это факт! осторожно, чтобы не
испортить укладку, кивает головой Ездратыч.
А любовь? спрашивают наивные
девчонки. Да такие ли они уж и наивные? Такие
вопросы задают!
А куды ж любовь без металлургии? -
Ездратыч хитро поглядывает на девчат,
приглядывая мордашку посмазливее, да попку
покруглее.
А вечность? не унимаются девчата,
раскрасневшись от смущения и задора.
Не
Вечность это не металлургия. -
отвечает смеясь Ездратыч, и ласково трепет
ближайшую девчонку по ладным упругим грудям. -
Вечность, она вечность и есть! И все хорошо так,
по доброму смеются, зная, что за этой невинной
шуткой стоит великая мудрость мировой
металлургии.
Ну полно! с наигранной строгостью
прикрикивает на нас, не в меру разошедшихся
гостей, Ездратыч и, задумчиво взглянув в
потемневший от сумерек потолок цеха, отряхивает
штаны от прилипших крошек молибдена. Притворно
кряхтя, он поднимается с муфеля.
Ну что ж! Ступайте-ка все на фьюминг,
робяты! А то мине ишшо как на грех,
амальгамировати ныне пора приспела! И вдруг
неожиданно, с каким-то совсем не стариковским
озорством, наш Ездратыч проворно подхватывает на
руки сидящую ошуюю девку и гогоча во все горло
уносит ее за распар на очередной аффинаж. Девка
притворно визжит и болтая ногами, делает вид, что
вырывается. Потом она затихнет. И долго еще из-за
распара будут доноситься ее упоительные
любовные стоны, и надсадный хриплый кашель
нашего Ездратыча.
А мы, завистливо вздыхая, идем гурьбою
шумною на фьюминг. Ведь мы-то знаем, что
скрывается у Ездратыча за понятием
"амальгамировати"! Знаем, но молчим. Уж что-что,
а амальгамировать Ездратыч умеет на славу!
Альмагамирует он, как правило, долго и
основательно, что называется, на совесть! Так
альмагамировать сегодня уж мало кто может.
Нынешние горе металлурги амальгамируют как-то
все наспех, неосновательно, неубедительно,
неглубоко, походя, как-то нехотя, спустя рукава. А
наш Ездратыч, так тот порой так тебя
наамальгамирует, так отрихтует, да отзейгирует
через коккиль своим штейном, что потом неделю все
жупло саднит и летка в кровь, еле-еле ноги
враскоряку носишь! Такой уж он у нас, Ездратыч!
Бедовый! Металлург, что называется, от Бога!
А.Мешков