раздел

© А. Мешков

БЫВАЛОЧА
ПредыдущийСодержаниеСледующий

Привет с большого бодуна
Водка это яд, так твердит плакат

    Не помню, воздействовал ли когда-нибудь на меня антиалкогольный плакат. Наверное — все-таки — нет. Не задевал он меня. Хотя преследовал меня всю жизнь. Плакат, в смысле. С него всегда на меня смотрел какой-нибудь страшный мужик, с одутловатым лицом и синим носом, совсем не похожий на тебя,не похожий на меня, просто так — прохожий, парень краснорожий. Поэтому я не расматривал этот плакат, как оружие воздействия на меня лично. Но антиалкогольное искусство процветало и поощрялось на протяжении всех долгих и томительных лет советской власти. Никогда оно не уходило в подполье. И вот наконец-то появилась посмотреть на всю эту красоту в ее концентрированном виде от начала до конца. Хотя, о каком конце может идти речь, когда сейчас самое время возрождать это замечательное искусство. Уж больно оно прикольное. У истоков антиалкогольного плаката стоял Владимир Владимирович Маяковский, имеющий, как мы знаем, к алкоголю непреодолимое, необъяснимое отвращение. Маяковский в своих плакатах прост и лаконичен, как и подобает быть человеку, ухватившему судьбу злодейку за гузно. Особо не напрягаясь, Маяковский пишет на плакате времен февральской революции, одной из причин которой, видимо, и стало ввведение монополии на торговлю водкой: "Радуйся, Саша — теперь водка наша! Ка же знаю, Коля я. Теперь монополия!" А на плакате неприглядного вида царь батюшка, талантливо изуродованный до безобразия революционно-настроенным поэтом и художником. Видно, задела, извела его эта монополия.
    Бесхитростный, как Шандыбин, пролетарский поэт Демьян Бедный не брезговал плакатной халтуркой, подрабатывал на ниве борьбы с алкоголизмом. На плакате "Долбанем!" художника В. Дени, он пишет такую поэзу: "Так нечего с пьянкой шутить! Ее надо колотить! Культурно! Бурно! Пламенно, гневно! Долбить ежедневно! На каждом шагу не давать передышки врагу!" Алкаша этот плакат, возможно и не заденет (а вообще, что его заденет, алкаша?), а вот активиста-комиссара может пробить-раззадорить на смертельную схватку с алкашом. Или вот - интересный плакат, красноречивое историческое свидетельство беспробудного пьянства в Красной Армии. Стреляют два бойца. У одного — 7 промахов, как указывают цифры на плакате, а у другого, который по всей видимости поддал изрядно, или, проще говря — нап…ся, потому что стреляет из положения "на карачках", 27 промахов. Причем, скупая армейская статистика скромно умалчивает о количестве попаданий. Откуда такие точные данные, проводились ли специальные исследования на бойцах, или цыфры взяты с потолка, так и останется тайной для искусствоведов.
    После пролетарского, революционного периода наступает светлый период повального всероссийского пьянства, и как следствие - буйного беспредела антиалкогольного плаката. Плакаты порой просто потрясают необъяснимой, таинственной силой своего воздействия. На плакате Ф. Коннова перебинтованный сикось-накось рабочий, по видимому, негритянской национальности, с иссиня черным лицом, с подкупающей прямотой признается общественности: "Я на производстве был пьян!". Ну что ты будешь делать? Конечно, простим засранца. Я готов съесть собственный пиджак, если этот парень когда-нибудь еще раз прикоснется к спиртному! А плакат художника Н.Вележаева растрогал меня до слез. Вот его незамысловатый сюжет: некий мужчина, в иссуплении закрыв лицо руками, рыдает от отчаяния, в неутешном горе. Что случилось, брат? — сразу возникает вопрос у зрителя. Ушла любимая? Умер батяня? Банк лопнул? Нет? Но тогда что же? Неприхотливый текст проясняет дело:""Напился, ругался, сломал деревцо. Стыдно смотреть людям в лицо." Духовно богатые, оказывается, тоже плачут.
    Любой мало-мальски зрелый и пьющий человек с некоторой ностальгинкой вздохнет, взглянув на немой укор трогательного пейзажа застойных лет: пенек, четвертинка, банка кильки, пачка "Беломор-канала", сырок "Дружба" утеха мужичьего одиночества, скромный пузыречек тройного одеколона (вдогоночку). Эх! Веничка! Бывали дни веселые! А напротив — другой пейзаж, как бы предлагающий нам иной, как бы — правильный подход к проблеме пития: аккуратный столик, белые салфетки, хрустальные фужеры, коньяк Remy Martin. Загнули, конечно! Было-было! Пытались нам привить культуру выпивки, но отчего-то не захотел российских пролетарий пить чуждый нам Remy Martin. Не покатил он пролетарию. А помните как жестоко пьянка била нас по краману? Об этом напомнит вам эффектный плакат со скупыми математическими выкладками: Вытрезвитель — 25-150 рублей Товарищеский суд — 30-100 рублей
    Потеря в заработной плате -10-30 рублей Лишение премии — 30-100 рублей Лишение 13 зарплаты (Боже! Была, ведь, и такая зарплата!) Посмотришь на такой плакат, прикинешь нос к уху, вздохнешь, и невольно не пойдешь бухать, а наоборот — купишь цветы жене! Справка: в 70-х годах на 100 рублей запросто, при желании, можно было купить примерно 10 пузырей водки и около 80-ти пузырьков "Тройного одеколона"! И на ряпушку в томатном соусе хватило бы! Наверняка, сегодня в нашем обществе найдутся такие люди, которые ни разу в жизни не видели величайшее творение человеческого разума — самогонный аппарат. На этой выставе они смогут восполнить этот досадный пробел в образовании.
    Есть и позитивные плакаты, ненавязчиво так, по-доброму призывающие нас вести здоровый образ жизни: "Всей семьей в страну здоровья!" На плакате хорошие люди собрались в поход: папа, мама, сынок-сорваниец, собачка. В рюкзаке, не поверите, ни капли спртного. Только спортивная утварь: ракетки, футбольный мяч, клюшка для гольфа, бейсбольная бита. Кому-то это может показаться полным абсурдом и нелепостью, но, поверьте авторам плаката: такое бывает.
    Работы нового времени отличаются поиском новых, оригинальных форм. Правда, вся оригинальность сводится к смещению акцентов. Они уже не показывают пьяницу, как политического врага. Какой он, к черту, враг? Он несчастный, больной человек. Его жалеть надо. Не стоит, наверное переоценивать роль антиалкогольного плаката в нашей жизни. Все-таки, плакат это прежде всего, памятник нашего, по меньшей мере, странного прошлого. И потом, сегодня уже считается дурным тоном хулить алкоголь. На фоне буйства рекламы алкогольных напитков омерзительная харя алкоголика будет просто диссонировать. В общем — хватит пить!

А.Мешков


–  предыдущего     содержание     следующий  –
home