"Одиссея" в ля-миноре (Греческие страдания)


часть V

начало

А Вы, Мешков, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
photo         "Я хочу жить как бедный человек с деньгами"
        Пабло Пикассо.
        "Говорить о музыке – все равно,
        что танцевать об архитектуре"
        Стив Мартин

   
    В жизни я неприхотлив. Я могу делать все. На Родосе, и в Афинах я время от времени мыл машины в пункте проката, подметал улицы возле кафе. Я не хочу сказать, что мытье машин, самое любимое занятие в моей жизни. Ну, пару машин, я еще могу помыть. Но, не больше. Надоедает быстро. Потом я мог запросто подмести территорию возле какого-нибудь летнего кабачка. А что с меня станется. Зато как-то чище будет в этой или иной стране. Я писать люблю. (Эй! Там! Ударение, на втором слоге! Я вас умоляю!) Еще я люблю песни петь.
    Что я пел? Все!
    Я пел "Отель Калифорния" много-много раз. Все балдели. Я сейчас думаю: надо ли отстегивать бабки группе "Иглс", я ведь пользовался их репертуаром без разрешения. Да ладо, простят они меня, бедного бродягу. Ну, а, если, не простят, то, вышлю.
    Пел я: "Hey Jude", "Solger of fotune", "Hey Joe" "Let it be". В общем классику мирового рока. Прихожу в какой-нибудь кабачок и говорю: Мужики! Можно я здесь мировую классику поиграю?
    – Ой! Да за ради Бога! Играй– говорят мужики– сколько срубишь – все твое!
    Я начинаю хрипеть, как Луи Амстронг "Let my people go!". Я с этого начинаю свою программу. Народ сбегается посмотреть, кто это там хрипит, да и остается на весь вечер. А что ему еще делать. Правда, всем хотелось услышать греческих песен. Но я не был готов к Греции.
    А иногда меня разбирало, и я, пользуясь, что греки не понимают по-русски, пел им собственную сумбурную импровизацию на последние события моей жизни, как народный киргизский комузчи Токтогул Салтыганов.
    Там, за бугром, я заметил существенное различие наших и их баров. В Греческих. Итальянских и французских барах очень много старичков и старушек. Придут, сядут в уголке, возьмут энергетического напитка или пивка и сидят, целый вечер болтают про меж собой, или телек смотрят. Наши-то старички как то не очень часто в бары ходят. Не нравится, стало быть. Дома, видимо – лучше!
    Хотя, как мы с вами понимаем, это различие, скорее не баров, а образа и уровня жизни.

Церкви
        "Никто не лжет, когда молится"
        Марк Твен
        "Если вы говорите с Богом – это молитва, если Бог говорит с вами – это шизофрения.
        Томас Сас

    В Греции много старинных православных церквей. Они такие уютные, небольшие, из серого камня. Некоторые еще помнят голоса святых апостолов. Есть в этих маленьких церквушках какой-то особый дух прошлого. Что-то на тебя накатывает, заставляя забыть о времени и месте твоего пребывания. Ты в эти минуты просто пребываешь в этом мире. Зашел я в одну такую каменную церквушку. Таинственный полумрак. Свечи по углам мерцают перед иконами. Иконы там почти как у нас. Богородица. Иисус распятый. Апостолы. Преображение. Вознесение. Успение. И вдруг так мне благостно стало. Вроде бы, я домой, в Россию-матушку, перенесся на минутку. И возблагодарил я Бога и просил у него прощения за словоблудие свое и за грехи свои (пение в Ватикане из которых не самый тяжкий). И расплакался от внезапно охватившего меня чувства настоящего счастья. Сел возле распятия на стульчик (там стульчики есть, чтобы посидеть и подумать), друзей своих, погибших молодыми, вспомнил. За что мне радость такая в этой жизни отпущена, думаю. Затем, наверное, что должен я в этой жизни очень много хорошего сделать. За тех ребят, которые не успели исполнить свое предназначение и покинули этот прекрасный мир в расцвете сил своих.
    Поставил я свечку, помолился немного и пошел дальше, странствовать.

Бойся албанцев, вино приносящих
        "Иные бьют тревогу по мордам"
        Мариан Карчмарик
        "Если тебя ударили по лицу – подставь другое!
        Г.Малкин.

    Вообще, я к албанскому народу отношусь положительно. Скажу больше: до Греции я не сталкивался с албанским народом. Столкнулся я с албанским народом только в Греции.
    – Не сталкивайся с албанским народом! Они могут тебя за мобильник убить. – предупреждали меня греки. Они как-то настороженно относились к албанскому народу.
    – Да что вы так их боитесь? – недоумевал я. – Что в них такого, страшного, в албанцах?
    Немного позже я понял причину тревоги греков за мою судьбу. Как-то раз, в аккурат на Мукосея-геронтофила, возвращался я поздно вечером, а точнее, в два часа ночи, с работы. День выдался удачный. Да и ночь тоже – ничего. Я заработал где-то, как-то, 15 тысяч драхм. Это очень много. Это 30 баксов. Я только за отель в сутки плачу 6 тысяч драхм.
    И вот иду, гляжу – столики стоят освещенные фонарным светом. Кафе – не кафе. Два человека сидят – квасят. Один из них усатый верзила с синеватой небритостью лица, похожий на янычара из дешевой оперетты. Другой худой, ушастый, чахоточный, напоминающий изнуренного, престарелого тепелузика.
    – Эй! Приятель! Сыграй нам что-нибудь! – улыбнулся щербатым ртом телепузик.
    Я колебался полминуты. Зачем отказывать себе в удовольствии немного заработать. Сел. Играю. Пою. Про Кирюху, который по тундре бежал, по железной дороге, про догадливого есаула, который сон смог разгадать мой, про Джо, который свою жену застукал с другим мужиком и пристрелил ее за это. Много песен пел я. От усталости, правда, петуха пустил. Потом второго. Третьего. Лючано Паваротти меня сразу убил бы кочергой за такой подход к вокалу. Парни слушают. Терпят. Или же – наоборот – наслаждаются с какими-то серьезными лицами. (Если вообще к моему вокалу можно применить слово "наслаждение").
    Синеватые их лица как-то даже посветлели. Разговорились. Оказалось – передо мной – настоящие албанцы! Так вот вы какие! Ага! Ну, думаю, посмотрел, теперь дергай отсюда! Но, почему-то интересно мне стало. Вот сидят перед тобой настоящие албанцы: один из Шкодера, другой из Балши. Ну и что? Нормальные ребята. Ничего плутовского в их облике нет. И даже не думают меня обманывать и в рабство продавать. Хотя, казалось бы – вот сидит перед тобой русский: бери! Продавай его в рабство! Только ленивый не продаст такого русского в рабство. Конечно, определенный процент чувства опасности у меня присутствовал. И я несколько раз уже собирался уйти, но какая-то внутренняя сволочь мне говорит: сиди! Что-то должно случиться! А иначе: зачем ты сюда приехал? Просто наслаждаться жизнью? Говорю албанцам
    – Парни! Отчего про вас столько нехорошего говорят!
    – Да, ты не слушай никого! Это оттого они так говорят, что мы – пришлые. А коренным грекам, никогда не нравилось, когда на их землю пришлые приходят. А чтобы развеять твои сомнения и укрепить дружбу между нашими народами, позволь тебя угостить хорошим греческим вином!
    – Вот это дело! – отвечаю я. – Ничто так не укрепляет дружбу между народами, как стаканчик хорошего греческого вина.
    Выпили мы по стаканчику. Беседа вдруг приобрела какой-то всеобщий, трансцендентный характер. Я не придал значения, тому факту, что мой новый друг принес вино в стакане, а не в бутылке. Это уже потом я придал значение этому факту. Через несколько минут чувствую, что в глазах у меня помутилось. Сознание в порядке, а тела нет! И о дружбе между народами я забыл моментально. Мысль только одна: дергать надо отседова быстро! Подхватил я свою испанскую гитару и стал ее в чехол запихивать. А руки уже не слушаются. Эх, думаю, только бы отбежать немного, туда, где светло и люди гуляют. Так с незачехленнной гитарой и побежал. Да только не далеко убежать мне удалось. Сзади обхватил меня рукою мощной один албанец Другой, тот что телепузик, гитару из рук выхватил и в пах ногой саданул мне. Больно! И ударился о земную твердь, и закрыл голову руками, чтобы имидж мне не попортили басурманы проклятые, да и отрубился. О! Бедный, мой, многострадальный пах! Дался им мой пах! Что он им сделал?
    Албанцы! А, может быть я плохо пел? Может, вам не понравились мои безыскуственные напевы пентатонического склада, обильно орнаментированные разнообразными мелизмами с использованием алеаторики с интервалами увеличенной секунды, как у Пьера Булеза – поборника пуантелизма? Тогда я вас понимаю, албанцы! Кому из нас не хотелось хотя бы раз в жизни замочить в пах какого-нибудь горе-певца. Вот ведь как получается: Орфей усмирял своим пением диких зверей, а я своим пением довел албанцев до отчаяния! Велика сила искусства!
    – Ну, все! –  мелькнула последняя перед закатом сознания шальная мысль. – Точно теперь рабство, в ненавистную мне общественно-экономическую формацию продадут. И понял я, что в этот миг я умудрился оказаться первым в очереди в невидимый нужник Вечности. Не знаю, сколько времени я был в несознанке. Только чую: кто-то меня за плечо трясет. Открываю очи – полицейский. Греческий. В черной беретке. А в голове моей звенят колокола. Но радостная мысль, что летального исхода и на этот раз удалось избежать, помогла мне взбодриться. – Кто ты? Откуда ты! Чьих ты будешь? – спрашивает меня деликатно полицейский, стараясь не оскорбить своим дерзким от рождения тоном.
    Я пытаюсь вспомнить свое имя и вдруг с ужасом осознаю, что я забыл! И не только имя. Но и вообще – кто я есть такой! Я перечислял про себя десятки имен, и так не не нашел там своего! Я сказал ему, первое, что пришло мне на ум:
    – Я – Хулио Картасар. Писатель из Аргентины!
    Мой ответ полицейского нисколько не потряс, а вполне даже удовлетворил, словно валяющиеся на улице аргентинские писатели у них в Греции явление столь же обычное, сколь и желанное.
    – Куда тебя отвезти, Хулио? – спросил он.
    – В Буэнос– Айрес, разумеется! – ответил я скромно. Он наконец-то оценил мою шутку, рассмеялся, но отвез меня до Омонии. Я жаловался ему на албанцев, обнаружив, что гитары со мною нет. Не было, так же и заработанных тяжким певческим трудом 15 тысяч драхм.
    – Забудь о них! – посоветовал мне полицейский. – И никогда, слышишь, никогда больше не пей с албанцами! Обещаешь?
    – Клянусь! – пообещал я как-то не очень твердо. И слово свое держу. Уже два месяца с албанцами: ни-ни! А если увижу где албанца – бегу сразу прочь. А вообще, я думаю, что это частичная расплата за песню в Ватикане эхом отозвалась в пространстве и времени. Ничто не проходит бесследно.

Везенье свет, а невезенье – тьма
        "И массы могут чувствовать себя одинокими"
        Станислав Ежи Лец
       "Наркомания, это многолетнее наслаждение смертью"
        Франсуа Мориак

    Бреду я на следующий день по улице Вулгари в расстроенных чувствах, досадуя на себя и на плутов-албанцев. Голова раскалывается. Купил себе в палатке дешевого греческого портвешка и на ходу пытаюсь открыть. Навстречу эллин идет – топорщится, такой же как и я чувак. Тоже, судя, по роже, не в ладах с душой.
    – Что, приятель, никак не откроешь? – говорит он мне. – Давай помогу!
    Мне в эти минуты было по фигу, кто передо мной: президент, доктор, или флибустьер. Лишь бы человек хороший. Открыл он мне бутылку одним ловким ударом. Я отпил немного, ему протягиваю.
    – Не. – улыбается. – Я вина не пью. Я кокаин нюхтарю.
    Сели с ним прямо на тротуаре. Закурили мастырку. Попыхтев пару минут, разговорились, как водится. Никасом его звали. Спрашиваю, сколько платит за понюх кокаина?
    – 3-5 тысяч. Согласись, это не дорого! (Если учесть, что стакан водки стоит 2 тысячи, то – да!) После полбутылки разговор по международной традиции на женщин перешел органично.
    – Вот ты, Никас, молодой мужик. А женщиа у тебя есть? – спрашиваю его деловито. – Кочерыжку-то хоть изредка паришь?
    – Да нет – отвечает искренне грек, – когда я нюхну, то уже никакая баба не нужна. Нюхать лучше! – заключил он.
    Я ему поведал печальную повесть о том, как басурманы меня ограбили, и что жить мне теперь не на что. Он мне и говорит.
    – Что ты паришься, Санек! Здесь не пропадешь! Приходи к 6 часам к отелю "Эверест". Я тебя с друганами познакомлю. Там и девчата есть! Мы тебе и кокаином угостим, и ночлег найдем.
    – А ты, случаем, не албанец?
    – Нет! – смеется, – я чистокровный грек!
    Вот такой добрый человек мне попался. Правда, потом его вдруг стало зело кумарить, шугняк у него пошел, отчего он стал путать английские, греческие и немецкие слова. Словом – полный клин!
    – У меня что-то проблемы с английским. – признался вдруг он, стуча зубами. – Ты по-немецки можешь?
    Я сказал "нихт", поняв, что парню пора занюхать дозу "муки". Я его даже немного проводил в сторону Омонии. А когда мы проходили мимо стоянки автомобилей, он вдруг обратился по-гречески к какому-то мужику, стоящему возле своего авто. Хозяин безмолвно пошарил в карманах и высыпал Никасу в ладонь кучу мелочи.
    – Ты его знаешь? – спросил я Никаса, когда мы отошли.
    – Впервые вижу. Да ты не волнуйся! Здесь все подают! Я за день, бывает, до 30 тысяч набираю!
    Вот тебе раз! – подумал с горечью я. Я, понимаете ли, пою, упираюсь, на улице, а у меня от силы 15! Да, ребята! Учите греческий! Это большое дело!
    Забили с ним стрелу, и он отвалил. А мне стало немного спокойнее. Боль в висках прошла от простого, человеческого участия и отчасти, от бутылочки красного, греческого вина.. Жизнь вновь приобретала какой-то зримый смысл. Ну, придется снова машины мыть да улицы мести. Ну и что? Пришел в одну кафешку. Сижу, грущу, но уже не сильно. Взял бутылочку греческого пива "Амстел". Тут подходит грек один, Лаброс его зовут.
    – Чего ты, приятель, такой грустный?
    – Да, понимаешь, брат, у меня албанцы гитару украли. А музыкант без гитары, что собака без крыльев!
    – Так ты – музыкант, говоришь? А если гитару принесу – споешь?
    – Легко!
    Он исчез в недрах бара и через минуту появился с гитарой в руках. Я от радости так загорланил, что через полчаса кафе было забито посетителями. Хозяин передо мной угощение выставляет. Популярное греческое блюдо: филе вяленного соловья с фалфеем, и мелко порубленными молодыми побегами маринованного дрока и кочухую из почек жирафа, фаршированного яйцами страуса. Все как положено. Но я по-честному его предупреждаю, что, что сегодня вечером пойду кокаин нюхать.
    – А зачем тебе это? – спрашивает хозяин.
    – Попробовать все в этой жизни надо! – отвечаю.
    – А с 20-го этажа прыгнуть не пробовал?
    – Нет. Как-то не довелось.
    – А как же так и не попробуешь? Ты лучше у меня играй по вечерам. Это тебе и на отель хватит и на еду. Гитару купишь себе новую. На первое время я могу тебе занять немного. А с наркухами – не связывайся, парень!
    И вот, что значит причудливая игра судьбы. Поскольку я пел песни на русском языке, то русские меня сразу по песням вычислили. Заходят два мажористых пакета. Интересно им стало, кто это в Греции русские песни поет.
    – Русский? – спрашивают по-русски.
    – Угадайте из трех раз!
    – Откуда? Кто таков? Из "Комсомолки" отвечаю гордо. Рассказываю о своей нелегкой судьбе. Не верят, что я из "Комсомолки". Я тогда достаю из рюкзака номер своей газеты с моим материалом и моей фотографией. Почему я ее взял с собой в Грецию? Потому что на уровне интуиции знал, что мне это пригодится. Один из них Феодорос совладелец международной туристической компании.
    – Хочешь заработать? – спрашивает.
    – Всегда! – отвечаю.
    Короче, договорились, что я им текст пишу об Афинах на их сайт в интернете, а они мне билет до Москвы покупают. На том и порешили. Ударили по рукам. Обменялись визитками. Он мне тут же исходные материалы всучил и бабки отстегнул на билет до Москвы и сверху еще 30 баксов.

Бери шинель! Пошли домой!
        "Дым отечества светлее огня на чужбине
        Лукиан из Самоаты
        "Где лучше – здесь или там, зависит от того, где задан вопрос."
        Симон Моисеев
        "Где хорошо – там и родина"
        Аристофан

    Проснулся я утром ранним. Тоска вдруг как навалится на меня! Гитары моей любимой рядом нет. Кушать не подано. А мои, еще пару месяцев назад белоснежные, как снега Килиманджаро, штаны, стали невыразительно бурыми. Да еще в животе моем нежный норд-ост тонкого кишечника переходит в буйный сирокко прямой кишки. Взглянул на себя в засиженное мухами, тусклое зеркало. Будучи обыкновенно, прекрасным, как Парис, сегодня я увидел себя небритым, лохматым, с синеватыми кругами под глазами, похожим на Фавна, измотанного обезумевшими от длительного воздержания Намфами. И подумал я: загостился что-то я на этой древней земле. Да и работа меня ждала. Настоящая. Любимая.
    Прихожу в ближайшее туристическое агентство. Дайте мне, говорю, билет до Москвы. А девушка мне и отвечает.
    – Из Афин в Москву не каждый день самолеты летают. Может вам дать до Будапешта?
    – Ну, если вы считаете, что тут нет принципиальной разницы – то давайте. – легко согласился я.
    – Да нет, – говорит девушка. – Просто с Будапешта каждый день самолеты в Москву летят.
    Мне было все равно. Сел я в метро и пустился в дальний путь в международный Афинский аэропорт. От конечной станции метро надо еще ехать автобусом, а у меня последняя бумажка в тысячу драхм осталась. Даю ее водителю. А бумажка старая, ветхая, как земля Эллады. Этой тысячей, наверное, еще Гомер платил своему офтальмологу. Водитель повертел в руках эту бумажку, потом оглядел меня с ног до головы. Видит: я такой же помятый, как и этот денежный знак, махнул рукой и вернул мне тысячу.
    – А! Хрен с тобой! Езжай так! – сказал он с доброй улыбкой на устах.
    Но в назначенный час меня не пригласили на посадку. Самолет в Будапешт отменили по техническим причинам. И мне заменили билет. дали-таки на Москву. Только на следующий день. Ночь я провел в аэропорту. Но мне не привыкать!
    Утром становлюсь в очередь на регистрацию., а впереди меня, кто бы вы думали? Ну, конечно же, шеф-редактор газеты "Известия" Куприянов. Я настолько уже привык, что он везде, что даже не удивился на этот раз. Просто поздоровались с ним тепло, как старые знакомые. Он даже меня впереди себя пропустил. Потом греческий пограничник поставил мне печать в паспорт, что, дескать, не возражает, если я уеду из Греции. Еще б он возражал. На фиг я здесь нужен?
    Особых мер против террористов я в Афинском аэропорту не приметил. Хотя, конечно, люди с металлоискателями проверяли меня. Сели в самолет и полетели над морями и горами.
    Прощай, древня, прекрасная Эллада! Я буду часто возвращаться к тебе в своих беспокойных снах!
    Прилетели в Москву, а тут зима уж на дворе. Но и пусть. Все равно, здесь – Отчизна, твой дом родной. Никакое пусть даже самое Греческое солнце, самое прозрачное Эгейское море и экзотика, не заменит мне моей маленькой квартирки, моего отчего дома. Он всегда будет для меня краше любого самого пышного кустика индийского жасмина.
    И тогда я вдруг понял: для чего время от времени я устраиваю себе странную жизнь, недоедаю, недосыпаю, недопиваю, недогуливаю, недокуриваю. Когда устав от постоянной скуки и боязни быть обсчитанным бакалейщиком, обруганным контролершей, когда вдруг осознаешь, что тебе некому позвонить в минуты отчаяния и одиночества, когда твоя жизнь начинает тебе казаться обыденнее жизни молочника, ты уходишь на мгновение в чудное сновидение, в какой-то виртуальный, ирриальный мир, полный неизвестности, тревоги и пасности, населенный странными людьми, говорящими на незнакомом языке, поющими неизвестные песни. Ты на время меняешь страну, свой облик, характер, образ жизни и мысли. И там, на чужбине, твое одиночество умножается в два, три, четыре раза. Глядя на себя со стороны, ты думаешь о себе в третьем лице и узнаешь про себя много нового. И когда ты, усталый бездомок, восстав от своих скорбей, оглядываешься назад, то видишь позади чудесную страну, замечательных людей, и понимаешь, что это твоя Родина, твои друзья и твоя жизнь и начинаешь с новой силой ее любить со всеми ее взгодами и обломами.
    P.S. Вчера гуляя по вечерней Москве, вдруг поймал себя на мысли, что я бессознательно оцениваю некоторые места с точки зрения возможности там переночевать!

Конец

Александр Мешков

< Раздел:  Города и люди >


на главную >
© copyright