Сам себе "Фабрика звезд"
Как я решил стать поп-звездой и что из этого вышло
Окончание.
Начало cм <<<
Фильм! Фильм! Фильм!
Идея нового клипа была безнадежно прекрасной. Я стыбздил ее у
Джулиана Барнса, моего любимого английского писателя. Я хотел показать земной рай, глазами
рядового помойного бомжа. (У него в романе "История мира в 10-ти главах" рай
показан глазами всего лишь простого обывателя)
Снимать решено было на помойке. Поехали мы с замечательным
телевизионным режиссером и продюссером Димкой Курловым искать подходящую помойку.
Думаете легко снять фильма на помойке? А вот и нет! Тяжело, потому что помойка сегодня уже
не помойка вовсе а "комбинат по утилизации отходов" или что-то в этом роде.
Там есть обязательно директор комбината и у него надо спрашивать
разрешение. Директор одной, прекрасной помойки, импозантный мужик, в светлом чесучовом
клубном пиджаке, выдающим в нем благородство происхождения, нам сказал без особого
раздражения:
Я бы вам разрешил, мне не жалко. Но у меня намедни тут одного
бомжа спящего мертвецким сном ненароком трактором раздавило. Был большой шум в прессе.
А тут вдруг еще и ваш клип появится. Кощунственно как-то это будет. Да и бомжей я сейчас
сюда не пускаю. Так что ступайте на помойку, что неподалеку от Нижних Исподников. Это в
двух милях отсюда будет. Там бомжей много.
Жертвы урбанизации.
Их было трое у костра посреди бескрайнего помойного поля. Мужик, с
чертами лица бывшего повесы, волокиты и бретера, украшенный очками, в черной вязаной
шапке с чужой головы, видавшей и ведро и ненастье. Половозрелая, веселая синьорита с
клочными волосами цвета переспелой пшеницы и мудрым взглядом, который был старше ее
самой: рубиноволицый отрок, блудный сын оральщика и пряхи, в пиджаке, который в эпоху
оттепели служил щегольским одеянием, но был явно рассчитан на более мелкого джентельмена.
Они сидели посреди эдакого беззаботного города Солнца, и неторопливо и
безконфликтно, как завещал великий Томмазо Кампанелла, занимались цветной металлургией
плавили на костре мотки проводов. Выражение их добрых реп свидетельствовало о
тяготах пережитого, но на наше приветствие они ответили со сдержанной и грациозной
учтивостью.
Я воздействовал на моих новых знакомых с помощью глагола и легкой
мзды, в виде некоторого количества огненной воды и скромной закуски: омаров, сала, лучка и
редисочки, и вечных спутников пирушки, пришедших на смену сырку "Новость"
"Марса" и "Сникерса". Вилок, салфеток и ножей наш фуршет не
предполагал. Вообще я думаю, что правила обеденного этикета придумал сытый жирный
маджордом, "Кама сутру" изнуренный сексом калиф. Ведь когда ты не ел
неделю, тебя меньше всего заботит с какой стороны у тебя лежит вилка, а если месяц не щупал
женщину, ты в суете и второпях вряд ли даже предпримешь попытку сделать ей какую-нибудь
элементарную "Прачхаду".
В общем, мы подружились. И уже через несколько стопок мы приступили к
съемкам клипа без излишних репетиций и без грима. Эти ребята играли настолько искренне,
естественно и радостно, что никакой профессионал по этой части не смог бы с ними сравниться.
Тут не было ни протона лжи. Я был так увлечен съемками, я был так влюблен в скромных и
утонченных своих партнеров, что даже засохшие капельки гноя на язвочке в уголках
пересохших губ, в то время казались мне драгоценными жемчужинами. Потом мы накрыли
пустой ящик из под телевизора и изрядно банкетировались. И был в этой нашей обедне некий
чудесный, сакральный смысл. Светланка игриво швыряла в меня репой. Витька играл на гитаре.
А Санек читал поэзы, старательно избегая инвективной лексики. Солнце склонялось к закату.
Помойка в багровых лучах засыпающего солнца казалось прекрасным миражом. Мимо нашего
костра проскакал ноздреватый, грязный, бездомный пацан с палкой между ног, которая служила
ему скакуном и своим прикосновением сладко тревожила мошонку. Мальчик, игриво кобенясь,
скорчил нам рожицу, на своем и без того малопривлекательном лице, отчего я, повидавший в
жизни немало мерзости, содрогнулся и стыдливо отвел глаза.
Скажи, а война будет? спросил меня серьезно Сашка, когда
мы с Димкой, уложив в багажник нехитрое кинематографическое снаряжение, уже садились в
машину.
Нет! с непозволительно наглой уверенностью крупного
политика заверил я его.
Живи спокойно, Санек!
В танетах непозволительной роскоши
Еще сопля, засохнув, не превратилась в козюлю, как мы уже приступили к
съемкам второй части нашего клипа на загородной вилле. Загородную виллу мы нашли в
черте города. Его хозяйка известный модельер, с легкомысленной благосклонностью
отнеслась к нашей безумной идее снять клип и впустила в свой дом нашу съемочную ораву. На
роль прекрасной мечты мы пригласили девчат из ближайшего модельного агенства.
Девчата были юные, легкие (легче кречета!) смешливые, смышленные. В
одном кадре я сидел в ванной как вельможа, а моя мечта жеманно закатив глазки платонически
гладила меня по мокрой голове маленькой нежной ручкой. В другом я валяюсь в рубахе
из тонкой мануфактуры на турецкой отооманке рядом с огромной собакой и мне, якобы,
мерещатся прекрасные женщины в длиных платьях от кутюр и в шляпах с перьями. Для прикола
и реализма я попросил одну из девушек поковырять пальчиком в носике. Другую попросил
споткнуться и упасть. Девушки были покладистые, несварливые и неистеричные. Мы с ними
легко поладили. В клипе получилось так, что девушка ковыряет в носу и метко швыряет
содержимое в чувака и попадает ему прямо в харю. Для этого мы брызнули ему из шприца на
лицо желтым шампунем. Чувак изящно размазывает сопли по всему фейсу. Умора!
Мы отсняли четыре пленки. Снимать не пахать. Морока была с
компьютерным монтажом. Вот это морока, так морока. Надо было смонтировать так6 чтобы
Володька Петрушин, один из лучших мастеров в этой области, бранился на нас, как
киномеханник.
Что вы тут мне наснимали? Тут на два бразильских сериала! Я за
месяц не разгребусь.
Лукавил Петрушин. За две недели разгребся. В итоге получился клип с
достаточно сложной для восприятия эклектичной визуальной смеси эстетики Гринуэя и
Кауфманна. В музыке органично переплелись Питер Габриэл и Альбан Берг. А в тексте
деструктивный шизоанализ Гваттари и экзистенциализм Хайдеггера. Баба моя посмотрела
аж заплакала! Ай, Сашка! Ай да сукин сын! эхом отзывался в моих ушах ее крик.
Куда деньги убухал!
Итак, сколько точно в долларах надо начинающей "звезде" для
минимального призрачного счастья:
Музыка $1000
Слова $1000
Аранжировка и запись простенькой фонограммы и $1000
Съемка и монтаж простого видеоклипа $1500
Итого $4500. Но ведь это только начало!
Певица Светлана Резанова (" Вихрем закружит белый танец"
Давида Тухманова помните? Это она пела) пояснила мне неразумному:
Даже если запишешь фанеру, и простенький, незамороченный
статичный клип, не рассчитывай, что его сразу возьмут. Хорошая фанера обойдется в штуку
баксов, на простенький клип убьешь 1500 долларов, а чтобы его прокутить (а крутят в ротации
его не меньше 20 раз!) уйдет штук 30 баксов. Только на запись свого альбома из 12 песен я
отдала 9 тысяч долларов. Это машина! У меня уже два года лежит клип, но таких
бешеных денег на его раскрустку нету.
Певец Влад Сташевский при упоминании слова "клип" тоже
помрачнел:
У меня были клипы стоимостью и по 100 тысяч долларов. А вот что
бы их крутить на ТВ требовалось раза в три больше.
У певеца и композитора Аркадия Укупника тоже были не самые приятные
материальные воспоминания о клипах.
Сейчас я предпочитаю тратить деньги на себя, а не на клипы.
Клипы это слишком дорогое удовольствие.
Ну, братцы, если даже для Укупника это дорогое
удовольствие, то как же я?
Пробиться на экран не поле перейти
Перекрасив волосы патентованным средством в изумительно-изумрудно-
желтый цвет, чтобы походить на слегка стебанутую поп-звезду среднего рода, (я слышал, что
таким легче пробиться) я вышел на всероссийскую панель отечественного шоу-бизнеса.
Алло! Мне совестно беспокоить вас, но избежать этого
невозможно. начал я издалека, позвонив на МузТВ, Я песню написал и клип
сделал на нее. Как мне бы этот клип покрутить на МузТВ?
Привозите! сказали мне лаконично и честно.
Отдал клип я свой на Муз ТВ Тихону Изотову. Тихон Изхотов встретил
меня возле подъезда ТВ. Осмотрел меня критическим взглядом председателя революционного
трибунала и, видимо, я ему не показался. Потом осторожно, как руку гамадрила, взял коробку с
клипом.
Ну, чтож! Завтра позвоните в это же время!
Я вдруг представил как он сейчас он прибежит в редакцию и зычно
гаркнет:
Мужики! Бабы! все сюда! Нам клип принесли! Шабу-даба,
называется!
И все сразу бросют свои дела и бегом смотреть мой клип,
приговаривая время от времени "Ни хрена себе!" !
Звоню завтра в это же время с проходной телевидения.
Я вам клип свой отдавал. Как он вам?
Клип? Какой такой клип? искренне удивился Тихон.
Как же! удивился я и с надеждой пропел чистым,
бархатным тенором. Шабу-Дабу-да-а-а-а-а! (Слышно было как в трубке кто-то в отчаянии
скрипнул зубами. Вздрогнули ожидающие своей судьбы посетители у подъезда, у одной
пожилой дамы выпала из рук авоська с тощей курицей и зеленым луком)
А! Ну как же! Шабу-Даба! Есть такой клип! поспешно
перебил меня Тихон, Вы позвоните сегодня в 5. А еще лучше завтра в 6!
Радость моя музыкальная постарела сразу на пять лет. Но впадать в уныние
и скорбь не вмоих правилах. Я сделал на РТР копию своего клипа в формате битакам и повез ее
на MTV. На MTV клипы талантливых авторов принимают только в формате Битакам (запомните
это те, кто пойдет после меня!). Потом через секретаршу передал свой клип неуловимову Илье
Бачурину и стал терпеливо ждать славы.
Через пару дней звоню Тихону на МузТВ
Ну и как? спросил я с надеждой.
Не понравилось, сухо ответил он. Где-то надо мной
скрипнула в отчаянии зубами моя муза. Когда мы встретились с Тихоном возле ТВ он выглядел
ужасно грустно. Похоже, это было следствием просмотра моего клипа.
Ну, хорошо, Тихон. А все же, почему мой клип не прошел?
Ну
Тематика там не очень
Вся эта помойка. Отталкивающая
эстетика.
А кто это определяет?
Ну, собираемся все. Комиссия. Отсматриваем. Спорим.
Тихон, перейдя на шепот, сказал я тоном политического
смутьяна, люди, которые раскручивают проект "Шабу-Даба", могут
заплатить большие деньги за то, что клип будет прокручен на МузТВ.
Да не
У нас это не
На том мы и расстались, тепло пожав друг другу руки. Я понял, в чем
ошибка: просто нужно чтобы в клипе было поменьше помойки, а побольше красивых женщин н
и мужчин в чудесных одеждах! Потом мне моя помойка не раз еще отзовется многочисленными
отказами.
Понимаешь, терпеливо втолковывал впоследствии мне
Саша Беланов, продюсер музыкальных программ РенТВ, публике нужна припудренная
попса. В жизни и так слишком много помойки.
На MTV дозвонился до Ильи Бачурина.
Ну, как там мой клип?
Какой клип? Нам много приносят разных клипов!
"Шабу-Даба" называется!
Не помню. А раз не помню, значит он
ротационное совещание не потряс.
Ну, хорошо. А сколько я должен заплатить,
чтобы он все-таки потряс?
У нас такого не бывает. Хотя можете позвонить в коммерческий
отдел, и решите этот вопрос на коммерческой основе, как рекламный материал. Но это будут
очень большие деньги.
Позвонил в коммерческий отдел, но мне там пояснили, что клип не может
считаться рекламным материалом и за деньги его крутить не будут. Меня переадресовали к
Дмитрию Кононову. А Дмитрий был все время занят. Он мне говорил так:
Извините, я сейчас по двум телефонам звоню, и у меня еще два
человека сидят в кабинете, поэтому звоните мне в любое время после 8 часов вечера, я все равно
работаю до 2 часов ночи.
И звонил я и ему и другим музыкальным редакторам в любое время суток и
слушал я много коротких и длиных гудков и никто не отвечал мне! Будьте готовы к тому, что
красный отпечаток телефонной трубки запечетлится на вашем ухе. А еще я предложил свою
песню на радиостанцию Европа-плюс.
Мы принимаем, только раскрученные проекты! лаконично
объяснили мне.
Подумаешь! дерзко воскликнул я про себя. Вы еще придете
за моей песней, но я вам гордо откажу!
Помойка в клипе деньги на ветер!
А что мелочиться? подумал я, и понес свой клип в студию
АРС, ту самую, что для РТР музыкальные программы делает. РТР показался мне достойным
каналом для моей раскрутки. В фойе меня ласковым взглядом встретил сам президент фирмы
АРС Игорь Крутой. Он там на календаре висел, прикрепленный к стеночке. Это меня немного
взбодрило.
Врезочка. Фирма АРС. Президент композитор Игорь Крутой. Занимается
производством ауди и видео продукции. Организацией гастролей в России зарубежных
композиторов. Производство ТВ-программ: "песни года", "Утренняя
почта", "Доброе утро, страна", "Горячая денсятка",
"Звуковая дорожка".
Меня препроводили к Алексею Звягину. Он был тут самый главный по
отбору клипов для всех этих программ и оттого был хмур и невесел. Меня он встретил с
молчаливым радушием, с коим встречают продавца симпатических гелевых авторучек,
патентованных средств от лобковых комаров, алмазных самонаводящихся стеклорезов, и
новогодней китайской пиротехники и мишуры. Сели мы с ним перед экраном монитора: стали
клип мой смотреть. Я, в основном, робко смотрю на выражение его лица, как провинциальный
шелкопер, принесший рукопись своей трилогии Лауреату Нобелевской премии. Не засияли глаза
Алексея от восторга, не пустился он в неудержимый пляс по студии а лишь стал грустнее.
Не пойдет! твердо сказал он, не дождавшись прощального
аккорда.
Отчего же?
Видеоряд мрачный. Бомжи, помойка, грязь, негатив. Песня злая.
Настроение сразу портится. Вряд ли кто-то из центральных каналов у вас возьмет это.
Ну, я за "это" готов заплатить. привычно дерзко
соврал я.
Не надо. Качество и стилистика клипа, а так же текст противоречат
позитивной музыкальной политике наших программ.
Пришел на радио "Эхо Москвы". Сели мы с ведущим Левой
Гулько в кабинете по простому, без галстуков, послушали мое творение:
А что! говорит Лева. Приличная композиция. Мне
нравится. Оставляй.
И стал крутить ее по "Эхо Москвы" и по радио
"Арсенал". Причем бесплатно для обеих сторон. Ни я ему, ни он мне.
А потом еще Гена Захаров, директор кабельного канала ЭНИО ТВ тоже
просмотрел клип пару раз. Закурил задумчиво.
Оставляй, говорит. покрутим.
Сколько?
Бесплатно покрутим. Клип нормальный, хоть и своеобразный.
А как же помойка? спрашиваю я с иронией.
А что помойка? Помойка это тоже жизнь, только в ее помойном
проявлении. Там такие же люди. И никто, заметь, из нас от этой помойки не гарантирован.
На канале М-1 вышла ко мне навстречу симпатишная такая
девушка и сказала мне такие слова:
Ну что ж, приятель, посмотрели мы твой клип. Ничего. Эпатажный,
пограничный.
Будем крутить. 120 баксов за одну прокрутку! Это очень дешево! Прикинь,
что только 1 минута рекламного времени у нас стоит 1800 баксов.
А в какое время будетие крутить? осторожно спросил
я.
У нас программа есть "Музпром". Вот в ней и
будем крутить. Утром, в 6 вечера и в 12 ночи.
О! Давайте в 12! обрадовался я.
Послушайте! А вот если я уже звезда? Мне тоже бабки надо
платить?
А как же! Все платят.
А Филипп Киркоров должен платить?
Нет. Вот Филипп Киркоров никогда не платит.
Предложил я свой клип и на РенТВ. У них одна прокрутка стоит 250-300
баксов, в зависимости от времени.
Нас смотрят в Израиле, Германии, Турции, Австралии, Индии,
Норвегии, Франции и в США! не без гордости похвастались мне на РенТВ. Эх! Жаль,
денег нет.
Индуские йоги и австралопитеки меня не посмотрят! Но зато посмотрит и
бурят и ханты.
Продюссер денег не считает.
Неужели во всем мире такая вот хренотень? с тоской думал
я. В таком вот удрученном состоянии встретил знакомого журналиста из Великобритании,
Кевина О´Флинна. Он в Москве работает.
Скажи мне, Кевин! Только честно, без этих вот пропагандистских
штучек.
Сколько у вас надо заплатить, чтобы твой клип по телеку показали.
Нисколько не надо. отвечает Кевин. Это типично
российское явление: платить за показ клипа.
Подожди. осадил я его. Выходит, если, допустим,
четверо простых пареньков из какого-нибудь Ливерпуля, наскребли немного фунтов на клип и
предложили его на ТВ, то это пройдет без бабок?
Если группа классная, ее тут же подберет крутой менеджер и
деньги в нее вложит и раскрутит. На них же можно будет потом заработать капитал. А твои
ливерпульские парнишки с каждой прокрутки клипа будут получать деньги и станут
миллионерами.
Но ведь надо, чтобы еще продюсер тебя заметил!
Это уже проблемы тех парней из Ливерпуля. Играть надо
хорошо.
Звоню по этому же вопросу в Америку, виртуозному гитаристу, ныне
музыкальному продюсеру Валере Гаине.
В Америке раскруткой певца на телевидении, радио и других СМИ
занимается непосредственно та студия грамзаписи, которая издает его альбом. поведал
мне Гаина бодрым голосом, несмотря на то, что у них, в США, стране, где правит чистоган,
была глубокая полночь, часа 3, наверное. Там есть целая группа специалистов по
раскрутке. Индивидуально такую машину не потянуть. На раскрутку одного клипа может уйти
до 4 миллионов долларов. Разумеется, деньги платят и на телевидении и на радио. Компания
вкладывает эти деньги, чтобы заработать на продаже альбома. Но некоторые группы идут по
другому пути: они выступают по клубам и завоевывают популярность живыми выступлениями,
и крутят свои песни по некомерческим теле и радио компаниям "индепендент". А
завоевав популярность уже заключают договоры со звукозаписывающими компаниями.
Врезочка: Валерий Гаина. Родился в Молдавии. Основатель и руководитель
популярной рок-группы 80-х годов "Круиз". (" Курутится волчок",
" Пильгрим", "Дальний свет", "Мираж" )
С 1989 года Валерий переезжает на ПМЖ в Лос-Анджелос, где
осуществляет проектов: "Gain", группы "Karma" (1990 1994) и
" Insulated" (1995 1997), оставившие после себя по одному альбому. С 1997
года Валерий прекращает концертную деятельность, став музыкальным продюсером. Его
компания "MG Sonic" раскручивает молодые коллективы, выступающие, в
основном, в жанре поп-музыки, среди которых на музыкальном рынке США добились
известности "Flam Boukie", "Leather Hyman", "Cain Tree",
" Bizy" etc. Одновременно ведет семинары исполнительского мастерства
в Лос-Анджеллеском G.I.T. (Guitar Institute of Technology).
Долго еще ходил я по различным телеканалам, предлагая бесплатно плоды
своей беспокойной музыкальной фантазии. Как-то звонит Миша, музыкальный редактор ТНТ (я
и ему кассету с клипом оставлял) и объявляет мне грустно:
Берем мы твой клип на коммерческую ротацию! По 400 баксов за
показ.
А каково минимальное количество показов предусматривает эта
самая ваша коммерческая ротация? наученный горьким опытом, осторожно интересуюсь я.
10!
Да! 4 тысячи баксов! Только теперь я понял, как трудно самого себя
раскручивать! Я устал, элементарно задолбался, звонить по двадцать раз на день одному и тому
человеку, унизительно выслушивать невнятные причины отказов, назначать новые и новые
встречи, и снова ожидать ответа! Тьфу! И все только ради того, чтобы иметь особняк с двумя
бидэ и любовницу
Клаудиу! На фиг! Лучше летать по этой прекрасной жизи беззаботной,
свободной птицей, и самозабвенно петь по утрам для себя в безоблачном музыкальном
пространстве клозета. Кстати, канал МТВ прокрутил меня все-таки бесплатно. Видимо, чтобы я
отвязался и перестал им звонить. Да я и так бы перестал. Хотя приятно, что тебя покрутили.
Чтобы тяжкий труд коллектива моих единомышленников под названием
" Шабу-Даба" не пропал всуе, на пару показов я с помощью друзей все-таки наскреб.
И вот, поздним вечером, усталый раб тщеславия и нужды, смотрю я свой клип по телевидению,
и думу думаю: Где-то далеко, в суровой Филадельфии или Сент-Джонсе, какой-нибудь фэн-
миллионер внимает в волнении моей песне, и, притоптывая в такт по ковру босой ногой,
опутанной паутиной синих, набухших вен, торопливо делает неровным почерком лапидарную
маргиналию в ежедневнике: "Не забыть завтра дать этому парню кучу денег на новый
альбом и раскрутить клип!" И тогда я, исполненный благодарности к судьбе, запишу
новый альбом и еще десять клипов, но непременно на какой-нибудь живописной зарубежной
помойке в Ницце или в Акапулько-ай-я-я-яй, и обязательно все-таки с моими светлыми,
беззаботными, слегка одутловатыми, но никогда не унывающими друзьями
очаровательными бомжами-пайсано.
А однажды случилось страшное: я, спорадический песнетворец, все-таки
устал носиться со своим клипом как с писанной торбой, уложил спать свою беспокойную мечту
и сам угомонился. Тут ведь как: только творить приятно, а торговать продуктом творчества
скучно.
А вот, кстати, и слова моей песни (да простят мне Каллиопа с Полигимнией
мое неистовое стиходейское буйство). Я ее дарю всем народам мира безвозмездно.
Пойте ее, всяк, кому не лень, мне не жалко! Хоть Пугачева, хоть Киркоров,
хоть Элтон Джон или Кобзон. Лишь бы она была кому-то радость. А я уж как-нибудь
Чего уж там
"Недопитый крик" так называется песня.
Группа "Шабу-Даба"
Em
На лице остатки поцелуя
Hm
А в мозгу забытое кино
Em
Ты уйдешь другую нарисую
G D
Есть на это время и вино!
A
Любишь жрать работать ненавидишь!
Em
Если где-то плохо что лежит!
G D
Все вокруг отчетливо ты видишь
A
И инстинкт не спит!
Дамы, сэры, леди, кавалеры
Еудут на "мустангах" на пикник
На устах засохший Символ Веры
И вчерашний недопитый крик
Изнурен, потаскан, зацелован
Браво, крошка! Поцелуй на "Бис" !
Если я тобою очарован -
Зашибись!
Дождь в ночи мечтал о суициде
Ересь улетает птицей ввысь!
Налетай! В таком похабном виде
Ешь и пей! Смотри не подавись!
Где-то там, у проходной фабричной
Ходит мрачный Ангел с рюкзаком
Рвет в клочки свой паспорт заграничный
Ест его, тайком
Никому не верю в этой жизни
Потому что все вокруг брехня!
Ради счастья для своей Отчизны
Отдаю полцарства и коня!
Лезет населенье коренное
Едет к Свету, рвется в Никуда
Злобы нет давно, а остальное
Ерунда!
Шабу-дабу-да! Шабу-дабу-да!
А фишка еще в том, что слова моей песни можно прикольно читать еще и сверху вниз, по
заглавным буквам.
А.Мешков
предыдущий
содержание
следующий
home